Этот файл взят с сайта www.enborisov.narod.ru . Авторство и все права принадлежат Енборисову Денису и Мазур Людмиле. Авторство
теста (самих лекций) – Копалова Лариса Георгиевна (РГППУ).
Для связи: www.enborisov.narod., enborisov@narod.ru
Лекции по философии
РФ имеет историю начиная с 10 века, но первоначально она укладывалась в христианское мировоззрение. Начиная с 18 века, философия на Руси выделяется в специфическую область знания (появляется мыслители и начинает преподавать в учебных заведениях издаются труды и журналы).
РФ в основном является религиозной (христианской). Наряду с религиозной Рф в начале 19-конце 20 века формируется народничество (Ткачев, Лавров), социал-демократическое направление (Белинский, Герцен, Писарев) формируется социалогия (Ковалевский, Михайловский) формируется марксизм (Ленин, Плеханов), но религиозная мысль – это ведущее направление.
Три элемента определяют своеобразие русской
культуры:
1. Связь с почвой, народной культурой;
2. Отсутствие притеснений со стороны церкви (в области философии);
3. Знакомство с западноевропейской философской традицией;
Периодизация русской философии по Зенковскому.
Пролог с 10 по 18 века.
1 этап: до создания философских систем 18 век – 70 годы 19 века. Сковорода, Радищев, Ломоносов, Славянофилы-западники, Чаадаев, Гоголь, Пушкин, Достоевский.
2 этап: создание философских систем, последняя четверть 19 века – начало 20 века. Донилевский, Булгаков, Соловьев.
3 этап: зарубежный, после 20х годов 20 века. Ильин, Бердяев, Франк, Эрн и ряд других мыслителей.
Особенности русской философии (религиозной)
1. онтологизм, т.е. признание бытия и существования методологически первичным философствании. (главное – сначала быть, а потом – познавать)
2. антропоцентризм, т.е. человек в центре внимания философских исследований;
3. религиозно-русская философия. Проблемы абсолюта, единства человека и бога, является ведущей. В основе философских систем лежат религиозные интуииции.
4. особенность стиля РФ: отсутствие сложности, вычурности. Очень часто жанр философских произведений – письма, публицистика, романы, эссе.
Вывод. Русская философия прежде всего занималась проблемами реальной жизни личности, индивида, общества в целом.
Характеристика пролога РФ
С 10-по 18 века. В 988 году – крещение Руси. Начало формирования русской христианской культуры. Логос развивается как религиозное христианское мировоззрение. В результате письменности формируется летописание (исторических взгляд на государство и правление), жанр агиография (жития святых), распространение письменности привело к более широкой грамотности населения.
РФ развивалась в рамках иконописи (окно в духовный мир): образ света.
11 век. Митрополит Илларион – «слово о законе и благодати».
Идеи: «святой Руси», «Москва – третий Рим». 15-16 века. Суть в том, что судьбы человечества связаны с судьбами христианства неразрывно (т.е. пока есть христианство – есть и человечество).
Первый Рим – Инон Филофей. Второй Рим – Константинополь. Третий Рим – Москва. (Комментарий Люды:Четвертого Рима не будет, т.е. уйдет христианство, а раз уйдет христианство – будет конец света.)
Святая Русь – скрытая в глубине народной жизни христианская правда, идеалы святости. Святая Русь – особенности русского национального духа или характера. Проблема власти – отношение власти и общества, власти и личности; особенности монархии, проблема свержения власти.
Достоевский. (1821-1881). Огромное кол-во философских проблем. Решение философских проблем общемирового уровня в творчестве Достоевского. Его философия основана на почвеничестве, т.е. связью с глубинной народной сущностью. Главной темой в творчестве является человек, скрывая глубины которого Достоевский основывается на любви и ценности к каждому человеку. Основа такой позиции – христианская религиозная точка зрения.
Основные проблемы философии Достоевского
Первая и самая важная проблема – это человек. «Нет ничего значительнее и страшнее человека». Человек внутренне двусмысленнен и противоречив, антиномичен. Антиномичности: красоты и безобразия, добра и зла, свободы и рабства, и т.д.
Подлинное в человеке заключено в его этической жизни. Сердце – сущность этической жизни заключена в нем. В нем и любовь и ненависть. Поскольку в сердце человека заключены добро и зло, то человеческая жизнь есть битва, где борются дьявол с богом.
Главное в человеке – способность к любви. Она является источником веры, а вера и любовь составляют смысл жизни. Страдания необходимы человеку для того чтобы возжелать добра, научиться различать добро и зло, сделать сердце отзывчивым. Желаем добра, но получаем зло, поскольку мир во зле лежит, не умеем отличать добро от зла, часто под добром скрывается зло, часто мы добром называем желаемое, в связи с собственным несовершенством.
Проблема красоты в человеке.
«Красота спасет мир» - принадлежит одному из героев Достоевского. Женская красота – источник страданий. Человек ищет, перед чем поклониться и поклоняется. «Красота – страшная сила, если она лишена добра и нравственности».
Проблема свободы человека.
Открывает глубины человеческого бессознательного «подполья». В этом бессознательном свобода является ядром. Свобода – это бремя, тяжкая ноша для человека (желание учиться). Ибо свобода связана с ответственностью. Свобода дороже всего для человека.
«Свобода без бога – свобода хаоса и разрушения». Но индивидуальная свобода связана с социальной свободой, ибо человек – существо социальное: соблазн свободы.
Будущее человечество откажется от дара свободы и придет к своему концу.
«Легенда о Великом инквизиторе» - пророчество о будущем человечества, его трагедии.
Эта трагедия религиозная, смысл которой в отказе от дара свободы и любви. Осуществление рая на земле, путем умерщвления инстинкта свободы. Это прообраз тоталитарной системы. Отсюда неправда социализма, ибо социализм – желание решить социальные проблемы без бога. А если бога нет, то все дозволено, что ведет к краху общества.
Отношение к Европе, ее оценка
У русских две родины – Русь и Европа. То есть Россия к Европе относится с любовью.
Но Европа враждебна к России, антипатична. Две причины: 1)русская душа и язык уникальны. 2)дефицит воли к благоразумию у русских.
Европейская цивилизация находится в кризисе (заключается в утрате смысла жизни). Европейское общество – муравейник, комедия буржуазного единения (Учтив буду, но хлеба не дам).
Цивилизация вырабатывает в человеке многосторонность ощущений, тягу к комфорту, но в ней теряется духовно-нравственная сила человека.
Глубочайший аморализм европейской культуры. Отсюда оценка социализма: социализм содержит в себе глубочайшую неправду, так как он хочет добиться братства насильственным путем. Справиться с хаосом в душе человека он не способен.
Причины кризиса европейской культуры в извращении учения христианства в католицизме (идеи теократии).
Отношение к России и к русскому народу со стороны
Достоевского.
Достоевский не обожествлял русский народ, но призывал судить его не по мерзостям, а по идеалам (его святые: Радонежский, Донской, и т.д.).
Россия – не святая Русь, но Русь святая прибывает в глубине России.
Объединяющее начало русского народа – православие. Без православия русские – это этнографический материал.
Основные черты русского народа – жажда правды, всечеловечность, отсутствие самовозвышения, трезвый взгляд на себя.
В 19 веке в творчестве Достоевского были сформулированы проблемы, которые решала русская философская мысль.
Философия Соловьева.
28 января 1853 – родился. 1900 – умер.
«Тайна прогресса». Философская сказка.
В чем смысл прогресса: залог будущего – почтительное отношение к традиции, необходимо приобщиться к прошедшему. К прошлому и перенести его через поток истории.
Метафизика: всеединство (=абсолют). Это безусловно сущее, непосредственно данное нам.
· Синтез слияния культур востока и запада;
· Социальной православной католической церквей, власти русского царя и римского папы.
· Синтез философии, религии и науки.
Философия, религия, наука = цельное знание.
Философия определяет смысл явлений.
Смысл какого-либо предмета означает его внутреннюю связь со всеобщей истиной.
Природа или мир видимый включает в себя как определенный мир. Мир – реальная множественность, созданная из ничего, творческим актом Бога. Единство мира образует мировая душа – София (мудрость).
Мир находится в развитии, в том числе эволюционном. Но главное в нем является богочеловеческий процесс (воссоединение твари с творцом, достижения всеединства).
Гносеология (познание) – акт познания есть развертывание идеи бытия, единства познающего и позноваемого.
Философия истории. История – как постепенный процесс движения к Богу проходит в три этапа: 1)космологический процесс (до появляения человека) 2)тиагонический процесс (характеризуется развитием самосознания) 3)исторический этап (приход в мир Хреста).
В историческом движении действительны три силы: 1)мусульманский восток (в подчинении человека одному верховному началу) 2)западная цивилизация (всеобщий эгоизм, анархия, отсутствие внутренней связи). 3)славянский мир объединяет положительные моменты 1) и 2) силы. Задачи: создание общечеловеческого организма и роль третей силы должна выполнить Россия.
Идея вселенной теократии – есть понимание идеальной формы организации общественной и государственной жизни.
Теократия – единство власти церковной, государственной и пророческой.
В 80-90 годах Соловьев отходит от этой схемы и особенно в работе «Три рассказа о войне и всемирной истории» показывает утопичность идеального государственного общественного устройства.
Повесть «Об антихристе» показывает что внутреннее, изначальное, несовершенство человека не позволит воплотиться идеальному социальному устройству: это будет царство антихриста, царство зла, под видом добра.
Понимание добра (этика Соловьева). Частота и
автономия, силы и действительность в полноте, т.е. всеединстве и смысле жизни
человека в воплощении добра. Добро анализируется на трех уровнях:
1)на уровне человека (в человеке есть естественные основания добра или естественные корни нравственности (стыд – выражение отношения к низшему творению, жалость – выражение отношения к себе подобным, благоговение – выражение отношения к высшему началу). Три принципа нравственности: 1)аскетизм (опасность – гордыня и зло), 2)альтруизм (сострадание), 3)религиозное начало нравственности (высшее начало, высший уровень нравственности в человеке).
2)второй уровень – на уровне Бога. Обоснование источника универсального нравственного закона.
3)уровень анализа добра – добро в человеческой истории.
Поскольку человек является существом личностно-общественным – три ступени этой жизни: родовая, национально-государственная, вселенская.
Бердяев (1874-1948) – один из основателей экзистенционализма и персонализма, т.е. проблема личностного бытия, смысла человека стали ведущими.
Антропология. Человек – дитя Бога и дитя свободы, которое реализует в себе Бога и тем самым реализует человека. Личность духовная конкретная реализация всеобщего содержания, т.е. главного в личности – духовное начало. Человеческое тело – есть форма подчинения духу. Человек существо двойственное, природное и духовное. Дух проявляется в человеке в любви, но человек тотально одинок. Встреча с другим уменьшает одиночество лишь частично. Смерть – абсолютное уединение, сознание ее ведет к пониманию. Антропологическая проблематика выражается в понимании свободы, творчества, истории. Свобода – первичнее бытия и Бога, она условие добра и зла. Три вида: иррациональная, рациональная (основывается на моральном долге), и основывается на любви к Богу. Творчество – цель человека, задача и долг, переход из бытия в бытие. Творчество – механизм спасения человека. Творчество – трагично, в культуре творческий акт человека объективируется в объекты.
Оценки цивилизации:
· На первый план - материальная сторона жизни.
· Прагматизм (торжество средств над целью)
· Цивилизация технологична, господство экономики
· Обезличивание индивидуального начала
Социальная философия – это раздел философского знания, предметом которого является общество, как сфера обитания человека.
В русской мысли рассматриваются следующие проблемы
социальной философии:
· Революция и роль интеллигенции в ней;
· Сущность монархии;
· Русская идея;
· Власть и кризисы;
· Демократия и консерватизм;
· Реформы и революция;
Более частные проблемы:
· Сущность человеческого движения;
· Большевизм и его уроки;
Оценка революции и роль интеллигенции в ней.
По итогам первой революции 1905 года – 1907 года, в 1909 году в марте вышел сборник «Вехи», 7 статей видных публицистов, философов, юристов, - более двухсот откликов.
По итогам 1917 года, в 1917 году вышел сборник «Из глубины». Отклики на «Вехи» в «Интеллигенция и революция» - не согласны с вехами. «Вехи» - авторы отрицают любые формы революции (не экономические, не политические). Революция – деструктивные процесс. Духовный смысл – это ненависть и разрушение. Революция ставит под вопрос само существование государства, происходит рост преступности, порнографии, огрубление нравов.
Причины революции в духовно нравственном состоянии интеллигенции. Авторы высказывают две точки зрения на происхождение интеллигенции: 1)Струве – интеллигенция возникла после 1861 года (отмена Крепостного права); 2)Гермензон (?) – возникла с реформами Петра Первого.
Негативные черты интеллигенции определяют ее роль в революции: противогосударственность, безрелигиозность, космополитизм (отрицание идеи национальности, отсутствие серьезных знаний) героический экстаз (идейная одержимость быть спасителем народа). Это негативные качества, поскольку рождался аморализм и нигилизм, соперничество, высокомерие, и нетерпимость, пренебрежение к личности. Противопоставить этим чертам необходимо следующее:
· осознание личного долга и обязанностей и их неуклонное выполнение;
· покаяние интеллигенции, осознание своего несовершенства;
· признать эволюцию единственно возможным путем социального развития;
· содействовать развитию капитализма в России;
· содействовать созданию образцовых идей с твердой волей просвещенным разумом и русской душой.
Сборник «Из глубины» продолжение проблематизма первого сборника. Основные идеи:
1)Подтвердили – революция есть разрушение национальной и государственной жизни;
2)она есть свидетельство крушения интеллигентского сознания;
3)новое свойство интеллигенции это рационалистический утопизм;
Особенности
утопического сознания
1)утопическое сознание желает устранить противоречия в обществе ПОЛНОСТЬЮ, но противоречия есть источник развития, следовательно уничтожив противоречия, мы можем уничтожить и общество.
2)Утопическое сознание хотело бы решить проблему зла в обществе окончательно, но это не возможно.
3)Устранение человеческой жизни по человеческому разуме претендует на роль Бога.
4)дают определение интеллигенции, - это группа людей, не профессиональная – орден или идейный штаб революции, которая объединена общим мировоззрением, крушением интеллигенции сознания, безрелигиозной отщепенства от государства (беспочвенность), следовательно интеллигенция – должна соединиться с народом. Народ имеющий свою историю и культуру имеют живую силу, объединяющую его, - эта сила духовная, т.е. религиозные святыни.
Преодолеть разруху государства, возродить Россию можно лишь через возрождение религиозного сознания и национально-государственного чувства.
Русская идея (РИ) – это понятие символ (очень широкое): 1)широкий смысл (это совокупность особенностей русской культуры, ее место в истории России); 2)узкий смысл (это выражение национального самосознания в русских).
Конкретизируется РИ в следующих проблемах: 1)специфика геополитического положения России между Востоком и западом, между Европой и Азией; 2)территория – 1/6 часть земли, население – более 180 наций и народностей, которые сохраняли национальную самобытность, климатически - это суровый резко континентальный климат, лишь для небольшой части пригодные для земледелия, богатства (ресурсы), лес, вода….
14.03.03
Возникает проблема Евразийства. – концепция возникшая в 20-30 годы, осмысляющая исторический опыт России и ее место в геополитеческом пространстве. Основные представители: Требецкой, Савицкий, Софчинский.
I.Идеи:
1)Россия – серединный мир, очерченный тремя равнинами. а)Россия – наследница эленской (греко-римской) и византийской культуры; б)Россия – имеет иранские корни; /из этого всего=> русские евразийцы (соединяет культуру востока и запада.
2)Оценка татаро-монгольского ига: Специфика в том, что они считают, что само иго является наказанием божьим.
Позитивные последствия: способствовало объединению Руси с центром в Москве. «Иго» - своеобразное соединение русской и татарской культуры, нация давшая начало новой культуре.
3)оценка реформ Петра Первого
Последствия реформ: а)Россия превращалась из здоровитой ученицы Византии в аутсайдера запада. б)Обнищание державного сознания; в)формирование интеллигенции, виновной в последующих революциях.
4)Оценка Революции: смысл революции – европеизация России, но результат получился противоположный, следовательно выпадение России из общеевропейского процесса.
5)В ужасах революции формируется новый глубинный слой сильных и энергичных русских людей, способных обезвредить яд большевизма.
6)Оценка православия и его роли в социальном строительстве. Считают, что православие сыграет решающую роль, роль объединяющего центра во всех сферах социальной жизни.
II.Вторая уточняющая идея – Черты русского
национального характера.
Русские философы (Ильин) считали, что в основе русского характера лежат религиозные национальные установки:
· Сердечное созерцание;
· Любовь к свободе;
· Воля к совершенству;
· Живая совесть;
Все это формирует следующие черты национального характера:
· Доверчивость и непосредственность
· Стойкость и выносливость;
· Терпение и упорство;
· Способность к любви;
Неровность русского характера связана с колебаниями в природе.
Бердяев отмечает антинамичность русского характера, соединение противоположностей, отсутствие меры во всем, потребность в страдании, соборность и трудолюбие.
Русские мыслители говорят: национальность формируется бессознательными силами души, которые проявляются в языке, в молитве, в песне, в героях, и вождях, в стихах, и в выражении чувства… и т.д….
III.Стержень русской идеи – православная идея. Она лежит в основании государственности, национальности, национального характера, основы культур.
IV.Последняя идея - Специфика и место русской философии
Франк (1877-1950), Ильин (1883-1925), считают что в основе общества как единства разнообразного два основных момента: 1)общество предстает как система как некое целое, проявляется в законах, правопорядке, институтах и власти. 2)внутреннее единство общества, соборность его, которое проявляется в следующих формах: семейно брачные отношения, религиозность, общность судьбы. Соборность формируется как следствие духовности и преданности. Общество соборное единство с прошлом и будущим. Консерватизм, как уважение к предкам, является необходимым для функционирования общества.
Капитализм возвеличивает частный интерес. В нем нет соборности.
Социализм возвеличивает коллективизм, но личность не имеет свободы. Франк критикует демократию, как навязыванию воли большинства личностей. «Так называемая воля народа, - есть выражение страстей момента». При демократии демагоги становятся мастерами избирательных программ.
Лучшем выразителем социальной правды является авторитет. Он несет высшую правду, а лучшей формой социальной организации является конституционная монархия.
Совершенствовать общественную жизнь – увеличивать кол-во добра через труд (служение) и благодатные силы любви (к ближнему, к Богу).
Ильин считает, что государство является политическим союзом обеспечивающим гражданские права человека, но это и духовно нравственное единство, основанное на уважении, доверии людей и власти. Человек – существо автономное, но его автономность ограничена. Автономия есть выражение зрелости и ответственности. Государственная власть по Ильину, это волевая сила, которая опирается на авторитет правителя и должна осуществляться последовательно.
Аксиомы власти:
1)Государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия;
2)Гос власть должна осуществляться лучшими людьми.
3)Политическая программа должна осуществлять общие интересы (в интересах большинства), включает реальные а не утопические положения, опираться на традиции и духовное достоинство. В государстве правовые отношения являются гарантией для индивидуальной самореализации граждан. Зрелое правосознание, - активное, волевое состояние души стремящееся к достижению цели, права, т.е. общему благу. Корень права – духовное начало.
ПРОПУСК
· Философия жизни;
· Фрейдизм
· Экзистенциализм;
· Позитивизм;
· Прагматизм
I.Неклассическая философия отличает следующие особенности
1)Центральной проблемой философии – индивидуальное существование, человеческая жизнь.
2)Иррационализм, т.е. отрицание абсолютной роли разума в познании мира и жизни. Утверждение переживания жизни, постижения и интуиции. Интуиция – это способность постигать сущность и смысл до логической обоснованности этого смысла.
3)Утверждение идеалов свободы личности, индивида (гражданское право, свободы совести и т.д.)
II.Для классической философии было характерно:
1)Стремление проникнуть в сущность вещей, выяснить закономерности.
2)Основной механизм познания является – рационализм.
3)Утверждение идеалов равенства, братства и свободы человечества.
Причины изменения типа философствования связаны со сломом ценностно-смыслового понимания жизни.
Причины слова:
· Войны
· Экономические кризисы
· Революционные ситуации обесценивающие человеческую жизнь;
«Философия жизни» в Европе.
1)это собирательные названия ряда оригинальных философских концепций, возникших в Германии (60-70 года).
2)Разделы философских систем, содержащие социально-этические взгляды.
3)Философия жизни характеризует обыденные представления о жизни с точки зрения смысла и ценностей (своя философия жизни).
Представители: Ницше (1844 -1900), Дильтей (1833 – 1911), Зимель (1858 – 1918), Бергсон (1859 – 1941), Шпенглер (1880 – 1936).
Особенности данного направления:
1)На первый план выходит понятие и принцип жизни. Жизнь – это органический процесс, целостный процесс становления и развития. Жизнь рассматривается в биологическом плане, как культурно-исторический целостный процесс (Дильтей, Зимель, Шпенглер). Как некий космический процесс, рассматривает Бергсон.
2)Антистеинтизм. От лат, - наука.- позиция отвергающая ….(Хрен знает что. Возможно науку.).
3)Иррационализм.
4)Исследование бессознательного и духовно психической жизни личности (воля, память, время, и т.д.).
5)Типологизация культур. Предшественником философии жизни является Шопенгауэр (1788-1860). Основная работа: «Мир как воля и представления». Основные идеи:
· мир представляет совокупность явлений феноменов, т.е. мое представление о нем.
· Мир противоречив, античеловечен, изменчив как поток и в мире ведущим мотивом так же как и в себе является воля. Воля – это есть абсолютное хотение, (абсолютно свободное). Воля – это основа мира.
Столкновение воль ведет к борьбе. Культура и высшие ценности есть миф, или набор мифов, скрывающих эгоизм воли. Другой есть вечный враг, покушающийся на мое счастье. Отсюда – жизнь всегда несчастна, всегда есть многообразие страдание, ибо есть борьба.
Его философия получила самые многочисленные оценки. Стиль: афоризмы, парадоксы, притчи.
Три этапа творчества:
1)этап. 71-76 годы осмысление античной культуры. «Рождение трагедии из духа музыки» , «Не своевременные размышления» - это было в духе анализа античной культуры.
Он выделяет в «Рождении трагедии» особенности современного искусства культуры, указывая его деградацию, выделяет два начала в культуры: дионисийское начало (естественное, природное, многокрасочное) , аполлоновское начало (искусственное, художественное, гармоническое, этическое).
Противоположные начала в культуре имеют основания, противоположные силы в человеке.
2)второй этап 78-80 года. Разрыв с традицией. Работы «Утренняя заря», «Веселая наука».
3)80-88 года. Работы «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист».
Идеи:
1)Жизнь есть реализация воли к власти. Она лишена устойчивости и нормативности. Это есть специфическая сила, стремящаяся к максимальному чувству власти. Жизнь – это борьба за существование. Знание и познание тоже есть лишь другие власти, дающие власть над природой и над людьми.
2)Нигилизм, т.е. отрицание существования ценностей и истины.
Нигилизм может быть выражением и силы и слабости. Нигилизм слабых – упадок и разложение, нигилизм сильных – путь абсолютного авторства. Цели в мире нет, нет единства и истины.
3)имморализм – стремление переоценить христианские религиозные ценности. «Человек это грязный поток любящий только себя». Необходимо только отрицание сострадания, доброты и долга.
4)Идеал Ницше: сильный свободный, берущий на себя ответственность человек, - является сверхчеловек, - некая порода людей, человеческий тип, творящий жизнь сам, обладающий дерзостью, отбросив догмы цивилизации.
5)Миф вечного возвращения
План.
1)Творчество и основные идеи З. Фрейда.
2)Неофрейдизм: основные представители и идеи.
Фрейд (1856-1939). Австрийский врач, заинтересовавшийся функциональными нарушениями в нервной системе у больных (неврозы).
Его подлинное имя – Зигмунд Фроммо. Получил медицинское образование и работал как практикующий врач.
Психоанализ – направление исследований (психологических, психоотрических, философских), использующих концепцию Фрейда, а ведущие роли неосознанных психических явлений в поведении человека (о бессознательном).
В мире существует международное психоанализтическое общество.
Фрейдизм – название концепции человека, общества и культуры, созданная Фрейдом. Заслуга З Фрейда в том, что он выделил, открыл динамическую модель психики человека.
Первая модель психики, созданная Фрейдом, включала 3 элемента:
· Сознание
· Предсознание (актуально неосознаваемое, но доступное)
· Бессознательное (то, что принципиально недоступно сознанию)
Труды: «Толкование сновидений» (1900), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Лекции по введению в психоанализ» (1918).
Вторая модель была создана в 20-30 годы.
СХЕМА ВТОРОЙ МОДЕЛИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.
Супер-эго – требование общества, ценностей и нормы, которые фиксируются в голосе совести, чувстве вины, страхе.
It (оно) – архаическое унаследованное от первобытного человека, вытекающее из телесной организации влечений и желания.
Над ними мы не властны (конь, наковальня).
Цель психоанализа – познание, рационализация бессознательного (it). «Где было it, там должно встать Я».
Истолкования наших действий чаще всего включает идеальные мотивы для реальных побуждений.
В психике человека два ведущих инстинкта: 1)продолжение рода (сексуальное влечение), 2)самосохранение.
Постепенно все психические процессы Фрейд сводит к проявлению Либидо (Эрос) или к сексуальному влечению.
Влечение – это 1)психическая данность, 2)репрезентация биологического процесса.
Между сознанием и бессознательным происходит конфликт. Причина конфликта – подавление естественных влечений.
Второй инстинкт – тонатос (инстинкт смерти) - это деструктивное влечение. Тонатос может быть направлен: вовнутрь (следствие: суецид. Наркотизация, алкоголизация), или во вне (что проявляется в агрессии). Способы проникновения в бессознательное:
· на первом этапе использовал гипноз
· анализ сновидения
· анализ оговорок забываний
· метод трансферы (перенесение переживаний на врача)
Энергия сексуального влечения может разряжаться «нормальным образом», а может включаться механизм сублимаций, - механизм, посредством которого сексуальная энергия перемещается на несексуальные объекты, разряжаясь в отдельных видах творчества, деятельности.
Наше бессознательное формируется в детстве, примерно до 5 лет. В этом возрасте может формироваться «Эдипов комплекс».
Психика – это поле борьбы принципов удовольствия и принципов реальности. Основная работа – «недовольство культурой», «Будущность одной иллюзии».
Фрейд считает, психоанализ – архиология, раскрывающая архаические первоисточники культуры, то есть культура – это механизм биологической эволюции, в которой действуют влечения и необходимость, нужда. Культура есть причина невроза и одновременно механизм, необходимый для существования человечества.
Религия – «горько-сладкий яд», служит увековеченью иллюзий, который способствует примирению культуры с миром.
Представлен именами: Карл Юнг, Адольф Адлер, Райх, Эрих Фромм и другие.
Карл Юнг – швейцарский ученый, психоаналитик, исследователь шизофрении. Свои идеи создал до знакомства с Фрейдом. Основные идеи: 1)архитип 2)коллективное бессознательное.
Коллективно бессознательное – это итог жизни рода, присущий всем, передается по наследству, является основанием индивидуальной психики.
Арзитип – это врожденные образцы по которым организуется внешний и внутренний опыт. Проявляется в сознании человека, лишь связанный с опытом. Аритип проявляется в сновидениях, в мистических явлениях, в могущественных образах, которые проявляются в нашем сознании.
Нуминозная, то есть божественная, - дающая полноту существования, является источником мифологии и искусства, воплощается в символах. То есть человеческая психика есть целостность сознательного и бессознательного, между которыми необходим обмен энергией. Обособление того или другого ведет к утрате равновесия и к заболеванию.
Коллективное заболевание психики связано с утратой символического знания, является закономерным следствием европейской истории. Символы и догматы открывают человеку священное, тем самым предохраняя его от соприкосновения с колоссальной психикой… (???ЧЕГО-ТО).
Религия содержит гармонические формы жизни. Мировые традиции разрушаются, что приводит к наполнению вакуума абсурдными моделями. Юнг выдвигает классификацию типов личности: интровертов и экстравертов. Интроверты – восточные культуры, замкнутые, склонные к рефлексии, неподатливые к манипуляции личности. Экстраверты – западный тип личности, направленный на познание мира, открыт и общителен, но легко поддается манипуляции.
Адлер (1870-1937).
Создает «Индивидуальную психологию». Отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие – стиль жизни. Закладывается в детстве.
Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки, решения – формирую комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать окружающим.
Теория «Компенсации». Суть: ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти.
Экзист-м – это философское учение 20 века, выдвинувшее на первый план уникальность человеческого бытия, которую невозможно выразить языком научных знаний. Возникает в Германии, после Первой Мировой войны, поражение в которой создает ощущение конца эпохи, абсурдности бытия. Особенно популярен в Европе, после второй мировой войны.
Предтечье экз – Керкигор и Достоевский. Представители: Мартин Хайглин (1779-1876), Карл Ясперз, Гарбшель Марсель, Бердяев, Берсан, Каню.
Идеи и особенности:
1) иррационализм. Основной проблемой является проблема человеческого существования. Бытие – есть существование. Существование человека – есть человеческая субъективность.
Основные черты существования – заброшенность, погруженность и вовлеченность, другое, отсюда страх, тревога, тоска и тошнота в переживании этого существования. Отсюда эти неприятные переживания, есть чувственно-интуитивоное осознание специфики человеческого существования.
Существование – есть реализация человеком себя как проекта.
2)Ответственность за выбор и реализацию проекта лежит на самом человеке.
3)Осуществление процесса жизни связано с ощущением тревоги, заброшенности, отчаяния.
Основные параметры бытия человеческого это:
1)быть в мире
2)быть в нем за работой
3)быть в мире среди других
4)быть смертным
Жизнь есть – движение к смерти. Смерть – это единственное, что нам принадлежит в этой жизни. Все остальное нам не принадлежит. Смерть разделяет жизнь подлинностью. Осознание смерти, постижение конечности жизни дает нам свободу и подлинность нашего существования, следовательно наше существование – незаконно, случайно и проблематично.
Поэтому, существование предшествует сущности. Человеческая реальность – это расщелина в просвете бытия, которую каждый наполняет своим существованием. Пока человек жив, проекция человека в жизни продолжается. Человек проектируется себя в будущее. Проектирование связано со свободой, самоопределением из самого себя. Это есть некое аутентичное существование, т.е. равное самому себе. Свобода – есть реализация выбора. Но этот выбор есть реализация всегда только одной возможности. Наш выбор невозможно ничем жестко определить. Свобода связана с ответственностью за принятые решения.
Хайдлер «Свобода есть непосильное бремя, это побег, способ существования других в суетную повседневность. («Безликая Дозман»)».
Дозман – это безликое анонимное существование, как все. Мир конформизм. Это есть бегство от свободы, оно мстит человеку – невозможностью творчества, утерей смысла жизни, саморазрушение. Отождествление себя с другими – это способ закабаления и манипулирования.
Самое главное для человека – это понять Дозейн – способ своего существования (бытие) и как следствие осознать свою уникальность и осуществить самоутверждение. Осознать одиночество, трагизм своего существования и жить в ситуации безнадежности, т.е. ликвидировать ложные надежды и жить в состоянии безнадежности, бесперспективности.
Эта философия пессимизма и глубокого отчаяния, что было следствием осознания социальной ситуации. Весь экз делиться на атеистический и христианский (божественный).