Этот файл взят с сайта www.enborisov.narod.ru . Авторство и все права принадлежат Енборисову Денису и Мазур Людмиле. Авторство теста (самих лекций) – Копалова Лариса Георгиевна (РГППУ).

Для связи: www.enborisov.narod., enborisov@narod.ru

 

Лекции по философии

 

Лекция №1.

Русская философия и ее специфика.

 

РФ имеет историю начиная с 10 века, но первоначально она укладывалась в христианское мировоззрение. Начиная с 18 века, философия на Руси выделяется в специфическую область знания (появляется мыслители и начинает преподавать в учебных заведениях издаются труды и журналы).

РФ в основном является религиозной (христианской). Наряду с религиозной  Рф в начале 19-конце 20 века формируется народничество (Ткачев, Лавров), социал-демократическое направление (Белинский, Герцен, Писарев) формируется социалогия (Ковалевский, Михайловский) формируется марксизм (Ленин, Плеханов), но религиозная мысль – это ведущее направление.

Три элемента определяют своеобразие русской культуры:

1.     Связь с почвой, народной культурой;

2.     Отсутствие притеснений со стороны церкви (в области философии);

3.     Знакомство с западноевропейской философской традицией;

 

Периодизация русской философии по Зенковскому.

Пролог с 10 по 18 века.

1 этап: до создания философских систем 18 век – 70 годы 19 века. Сковорода, Радищев, Ломоносов, Славянофилы-западники, Чаадаев, Гоголь, Пушкин, Достоевский.

2 этап: создание философских систем, последняя четверть 19 века – начало 20 века. Донилевский, Булгаков, Соловьев.

3 этап: зарубежный, после 20х годов 20 века. Ильин, Бердяев, Франк, Эрн и ряд других мыслителей.

Особенности русской философии (религиозной)

1.        онтологизм, т.е. признание бытия и существования методологически первичным философствании. (главное – сначала быть, а потом – познавать)

2.        антропоцентризм, т.е. человек в центре внимания философских исследований;

3.        религиозно-русская философия. Проблемы абсолюта, единства человека и бога, является ведущей. В основе философских систем лежат религиозные интуииции.

4.        особенность стиля РФ: отсутствие сложности, вычурности. Очень часто жанр философских произведений – письма, публицистика, романы, эссе.

 

Вывод. Русская философия прежде всего занималась проблемами реальной жизни личности, индивида, общества в целом.

 

Характеристика пролога РФ

С 10-по 18 века. В 988 году – крещение Руси. Начало формирования русской христианской культуры. Логос развивается как религиозное христианское мировоззрение. В результате письменности формируется летописание (исторических взгляд на государство и правление), жанр агиография (жития святых), распространение письменности привело к более широкой грамотности населения.

РФ развивалась в рамках иконописи (окно в духовный мир): образ света.

11 век. Митрополит Илларион – «слово о законе и благодати».

Идеи: «святой Руси», «Москва – третий Рим». 15-16 века. Суть в том, что судьбы человечества связаны с судьбами христианства неразрывно (т.е. пока есть христианство – есть и человечество).

Первый Рим – Инон Филофей. Второй Рим – Константинополь. Третий Рим – Москва. (Комментарий Люды:Четвертого Рима не будет, т.е. уйдет христианство, а раз уйдет христианство – будет конец света.)

Святая Русь – скрытая в глубине народной жизни христианская правда, идеалы святости. Святая Русь – особенности русского национального духа или характера. Проблема власти – отношение власти и общества, власти и личности; особенности монархии, проблема свержения власти.

 

 

Лекция №2.

Философия Достоевского и Соловьева.

Достоевский. (1821-1881). Огромное кол-во философских проблем. Решение философских проблем общемирового уровня в творчестве Достоевского. Его философия основана на почвеничестве, т.е. связью с глубинной народной сущностью. Главной темой в творчестве является человек, скрывая глубины которого Достоевский основывается на любви и ценности к каждому человеку. Основа такой позиции – христианская религиозная точка зрения.

Основные проблемы философии Достоевского

Первая и самая важная проблема – это человек. «Нет ничего значительнее и страшнее человека». Человек внутренне двусмысленнен и противоречив, антиномичен. Антиномичности: красоты и безобразия, добра и зла, свободы и рабства, и т.д.

Подлинное в человеке заключено в его этической жизни. Сердце – сущность этической жизни заключена в нем. В нем и любовь и ненависть. Поскольку в сердце человека заключены добро и зло, то человеческая жизнь есть битва, где борются дьявол с богом.

Главное в человеке – способность к любви. Она является источником веры, а вера и любовь составляют смысл жизни. Страдания необходимы человеку для того чтобы возжелать добра, научиться различать добро и зло, сделать сердце отзывчивым. Желаем добра, но получаем зло, поскольку мир во зле лежит, не умеем отличать добро от зла, часто под добром скрывается зло, часто мы добром называем желаемое, в связи с собственным несовершенством.

 

Проблема красоты в человеке.

«Красота спасет мир» - принадлежит одному из героев Достоевского. Женская красота – источник страданий. Человек ищет, перед чем поклониться и поклоняется. «Красота – страшная сила, если она лишена добра и нравственности».

Проблема свободы человека.

Открывает глубины человеческого бессознательного «подполья». В этом бессознательном свобода является ядром. Свобода – это бремя, тяжкая ноша для человека (желание учиться). Ибо свобода связана с ответственностью. Свобода дороже всего для человека.

«Свобода без бога – свобода хаоса и разрушения». Но индивидуальная свобода связана с социальной свободой, ибо человек – существо социальное: соблазн свободы.

Будущее человечество откажется от дара свободы и придет к своему концу.

«Легенда о Великом инквизиторе» - пророчество о будущем человечества, его трагедии.

Эта трагедия религиозная, смысл которой в отказе от дара свободы и любви. Осуществление рая на земле, путем умерщвления инстинкта свободы. Это прообраз тоталитарной системы. Отсюда неправда социализма, ибо социализм – желание решить социальные проблемы без бога. А если бога нет, то все дозволено, что ведет к краху общества.

 

Отношение к Европе, ее оценка

У русских две родины – Русь и Европа. То есть Россия к Европе относится с любовью.

Но Европа враждебна к России, антипатична. Две причины: 1)русская душа и язык уникальны. 2)дефицит воли к благоразумию у русских.

Европейская цивилизация находится в кризисе (заключается в утрате смысла жизни). Европейское общество – муравейник, комедия буржуазного единения (Учтив буду, но хлеба не дам).

Цивилизация вырабатывает в человеке многосторонность ощущений, тягу к комфорту, но в ней теряется духовно-нравственная сила человека.

Глубочайший аморализм европейской культуры. Отсюда оценка социализма: социализм содержит в себе глубочайшую неправду, так как он хочет добиться братства насильственным путем. Справиться с хаосом в душе человека он не способен.

Причины кризиса европейской культуры в извращении учения христианства в католицизме (идеи теократии).

 

Отношение к России и к русскому народу со стороны Достоевского.

Достоевский не обожествлял русский народ, но призывал судить его не по мерзостям, а по идеалам (его святые: Радонежский, Донской, и т.д.).

Россия – не святая Русь, но Русь святая прибывает в глубине России.

Объединяющее начало русского народа – православие. Без православия русские – это этнографический материал.

Основные черты русского народа – жажда правды, всечеловечность, отсутствие самовозвышения, трезвый взгляд на себя.

В 19 веке в творчестве Достоевского были сформулированы проблемы, которые решала русская философская мысль.

 

Философия Соловьева.

28 января 1853 – родился. 1900 – умер.

«Тайна прогресса». Философская сказка.

В чем смысл прогресса: залог будущего – почтительное отношение к традиции, необходимо приобщиться к прошедшему. К прошлому и перенести его через поток истории.

Метафизика: всеединство (=абсолют). Это безусловно сущее, непосредственно данное нам.

·        Синтез слияния культур востока и запада;

·        Социальной православной католической церквей, власти русского царя и римского папы.

·        Синтез философии, религии и науки.

Философия, религия, наука = цельное знание.

Философия определяет смысл явлений.

Смысл какого-либо предмета означает его внутреннюю связь со всеобщей истиной.

Природа или мир видимый включает в себя как определенный мир. Мир – реальная множественность, созданная из ничего, творческим актом Бога. Единство мира образует мировая душа – София (мудрость).

Мир находится в развитии, в том числе эволюционном. Но главное в нем является богочеловеческий процесс (воссоединение твари с творцом, достижения всеединства).

Гносеология (познание) – акт познания есть развертывание идеи бытия, единства познающего и позноваемого.

Философия истории. История – как постепенный процесс движения к Богу проходит в три этапа: 1)космологический процесс (до появляения человека) 2)тиагонический процесс (характеризуется развитием самосознания) 3)исторический этап (приход в мир Хреста).

В историческом движении действительны три силы: 1)мусульманский восток (в подчинении человека одному верховному началу) 2)западная цивилизация (всеобщий эгоизм, анархия, отсутствие внутренней связи). 3)славянский мир объединяет положительные моменты 1) и 2) силы. Задачи: создание общечеловеческого организма и роль третей силы должна выполнить Россия.

Идея вселенной теократии – есть понимание идеальной формы организации общественной и государственной жизни.

Теократия – единство власти церковной, государственной и пророческой.

В 80-90 годах Соловьев отходит от этой схемы и особенно в работе «Три рассказа о войне и всемирной истории» показывает утопичность идеального государственного общественного устройства.

Повесть «Об антихристе» показывает что внутреннее, изначальное, несовершенство человека не позволит воплотиться идеальному социальному устройству: это будет царство антихриста, царство зла, под видом добра.

Понимание добра (этика Соловьева). Частота и автономия, силы и действительность в полноте, т.е. всеединстве и смысле жизни человека в воплощении добра. Добро анализируется на трех уровнях:

1)на уровне человека (в человеке есть естественные основания добра или естественные корни нравственности (стыд – выражение отношения к низшему творению, жалость – выражение отношения к себе подобным, благоговение – выражение отношения к высшему началу). Три принципа нравственности: 1)аскетизм (опасность – гордыня и зло), 2)альтруизм (сострадание), 3)религиозное начало нравственности (высшее начало, высший уровень нравственности в человеке).

2)второй уровень – на уровне Бога. Обоснование источника универсального нравственного закона.

3)уровень анализа добра – добро в человеческой истории.

Поскольку человек является существом личностно-общественным – три ступени этой жизни: родовая, национально-государственная, вселенская.

 

 

Бердяев.

 Бердяев (1874-1948) – один из основателей экзистенционализма и персонализма, т.е. проблема личностного бытия, смысла человека стали ведущими.

Антропология. Человек – дитя Бога и дитя свободы, которое реализует в себе Бога и тем самым реализует человека. Личность духовная конкретная реализация всеобщего содержания, т.е. главного в личности – духовное начало. Человеческое тело – есть форма подчинения духу. Человек существо двойственное, природное и духовное. Дух проявляется в человеке в любви, но человек тотально одинок. Встреча с другим уменьшает одиночество лишь частично. Смерть – абсолютное уединение, сознание ее ведет к пониманию. Антропологическая проблематика выражается в понимании свободы, творчества, истории. Свобода – первичнее бытия и Бога, она условие добра и зла. Три вида: иррациональная, рациональная (основывается на моральном долге), и основывается на любви к Богу. Творчество – цель человека, задача и долг, переход из бытия в бытие. Творчество – механизм спасения человека. Творчество – трагично, в культуре творческий акт человека объективируется в объекты.

Оценки цивилизации:

·        На первый план  - материальная сторона жизни.

·        Прагматизм (торжество средств над целью)

·        Цивилизация технологична, господство экономики

·        Обезличивание индивидуального начала

 

 

 

Лекция №4

Социальная философия русской религиозной мысли.

 

Социальная философия – это раздел философского знания, предметом которого является общество, как сфера обитания человека.

В русской мысли рассматриваются следующие проблемы социальной философии:

·        Революция и роль интеллигенции в ней;

·        Сущность монархии;

·        Русская идея;

·        Власть и кризисы;

·        Демократия и консерватизм;

·        Реформы и революция;

Более частные проблемы:

·        Сущность человеческого движения;

·        Большевизм и его уроки;

 

Оценка революции и роль интеллигенции в ней.

По итогам первой революции 1905 года – 1907 года, в 1909 году в марте вышел сборник «Вехи», 7 статей видных публицистов, философов, юристов, - более двухсот откликов.

По итогам 1917 года, в 1917 году вышел сборник «Из глубины». Отклики на «Вехи» в «Интеллигенция и революция» - не согласны с вехами. «Вехи» - авторы отрицают любые формы революции (не экономические, не политические). Революция – деструктивные процесс. Духовный смысл – это ненависть и разрушение. Революция ставит под вопрос само существование государства, происходит рост преступности, порнографии, огрубление нравов.

Причины революции в духовно нравственном состоянии интеллигенции. Авторы высказывают две точки зрения на происхождение интеллигенции: 1)Струве – интеллигенция возникла после 1861 года (отмена Крепостного права); 2)Гермензон (?) – возникла с реформами Петра Первого.

Негативные черты интеллигенции определяют ее роль в революции: противогосударственность, безрелигиозность, космополитизм (отрицание идеи национальности, отсутствие серьезных знаний) героический экстаз (идейная одержимость быть спасителем народа). Это негативные качества, поскольку рождался аморализм и нигилизм, соперничество, высокомерие, и нетерпимость, пренебрежение к личности. Противопоставить этим чертам необходимо следующее:

·        осознание личного долга и обязанностей и их неуклонное выполнение;

·        покаяние интеллигенции, осознание своего несовершенства;

·        признать эволюцию единственно возможным путем социального развития;

·        содействовать развитию капитализма в России;

·        содействовать созданию образцовых идей с твердой волей просвещенным разумом и русской душой.

 

Сборник «Из глубины» продолжение проблематизма первого сборника. Основные идеи:

1)Подтвердили – революция есть разрушение национальной и государственной жизни;

2)она есть свидетельство крушения интеллигентского сознания;

3)новое свойство интеллигенции это рационалистический утопизм;

Особенности утопического сознания

1)утопическое сознание желает устранить противоречия в обществе ПОЛНОСТЬЮ, но противоречия есть источник развития, следовательно уничтожив противоречия, мы можем уничтожить и общество.

2)Утопическое сознание хотело бы решить проблему зла в обществе окончательно, но это не возможно.

3)Устранение человеческой жизни по человеческому разуме претендует на роль Бога.

4)дают определение интеллигенции, - это группа людей, не профессиональная – орден или идейный штаб революции, которая объединена общим мировоззрением, крушением интеллигенции сознания, безрелигиозной отщепенства от государства (беспочвенность), следовательно интеллигенция – должна соединиться с народом. Народ имеющий свою историю и культуру имеют живую силу, объединяющую его, - эта сила духовная, т.е. религиозные святыни.

Преодолеть разруху государства, возродить Россию можно лишь через возрождение религиозного сознания и национально-государственного чувства.

 

Лекция - Русская идея

Русская идея (РИ) – это понятие символ (очень широкое): 1)широкий смысл (это совокупность особенностей русской культуры, ее место в истории России); 2)узкий смысл (это выражение национального самосознания в русских).

Конкретизируется РИ в следующих проблемах: 1)специфика геополитического положения России между Востоком и западом, между Европой и Азией; 2)территория – 1/6 часть земли, население – более 180 наций и народностей, которые сохраняли национальную самобытность, климатически - это суровый резко континентальный климат, лишь для небольшой части пригодные для земледелия, богатства (ресурсы), лес, вода….

 

14.03.03

Возникает проблема Евразийства. – концепция возникшая в 20-30 годы, осмысляющая исторический опыт России и ее место в геополитеческом пространстве. Основные представители: Требецкой, Савицкий, Софчинский.

I.Идеи:

1)Россия – серединный мир, очерченный тремя равнинами. а)Россия – наследница эленской (греко-римской) и византийской культуры; б)Россия – имеет иранские корни;  /из этого всего=> русские евразийцы (соединяет культуру востока и запада.

2)Оценка татаро-монгольского ига: Специфика в том, что они считают, что само иго является наказанием божьим.

Позитивные последствия: способствовало объединению Руси с центром в Москве.  «Иго» - своеобразное соединение русской и татарской культуры, нация давшая начало новой культуре.

3)оценка реформ Петра Первого

Последствия реформ: а)Россия превращалась из здоровитой ученицы Византии в аутсайдера запада. б)Обнищание державного сознания; в)формирование интеллигенции, виновной в последующих революциях.

4)Оценка Революции: смысл революции – европеизация России, но результат получился противоположный, следовательно выпадение России из общеевропейского процесса.

5)В ужасах революции формируется новый глубинный слой сильных и энергичных русских людей, способных обезвредить яд большевизма.

6)Оценка православия и его роли в социальном строительстве. Считают, что православие сыграет решающую роль, роль объединяющего центра во всех сферах социальной жизни.

 

II.Вторая уточняющая идея – Черты русского национального характера.

Русские философы (Ильин) считали, что в основе русского характера лежат религиозные национальные установки:

·        Сердечное созерцание;

·        Любовь к свободе;

·        Воля к совершенству;

·        Живая совесть;

Все это формирует следующие черты национального характера:

·        Доверчивость и непосредственность

·        Стойкость и выносливость;

·        Терпение и упорство;

·        Способность к любви;

Неровность русского характера связана с колебаниями в природе.

Бердяев отмечает антинамичность  русского характера, соединение противоположностей, отсутствие меры во всем, потребность в страдании, соборность и трудолюбие.

Русские мыслители говорят: национальность формируется бессознательными силами души, которые проявляются в языке, в молитве, в песне, в героях, и вождях, в стихах, и в выражении чувства… и т.д….

III.Стержень русской идеи – православная идея. Она лежит в основании государственности, национальности, национального характера, основы культур.

 

IV.Последняя идея - Специфика и место русской философии

Основы общества русской мысли

Франк (1877-1950), Ильин (1883-1925), считают что в основе общества как единства разнообразного два основных момента: 1)общество предстает как система как некое целое, проявляется в законах, правопорядке, институтах и власти. 2)внутреннее единство общества, соборность его,  которое проявляется в следующих формах: семейно брачные отношения, религиозность, общность судьбы. Соборность  формируется как следствие духовности и преданности. Общество соборное единство с прошлом и будущим. Консерватизм, как уважение к предкам, является необходимым для функционирования общества.

Капитализм возвеличивает частный интерес. В нем нет соборности.

Социализм возвеличивает коллективизм, но личность не имеет свободы. Франк критикует демократию, как навязыванию воли большинства личностей. «Так называемая воля народа, - есть выражение страстей момента». При демократии демагоги становятся мастерами избирательных программ.

Лучшем выразителем социальной правды является авторитет. Он несет высшую правду, а лучшей формой социальной организации является конституционная монархия.

Совершенствовать общественную жизнь – увеличивать кол-во добра через труд (служение) и благодатные силы любви (к ближнему, к Богу).

Ильин считает, что государство является политическим союзом обеспечивающим гражданские права человека, но это и духовно нравственное единство, основанное на уважении, доверии людей и власти. Человек – существо автономное, но его автономность ограничена. Автономия есть выражение зрелости и ответственности. Государственная власть по Ильину, это волевая сила, которая опирается на авторитет правителя и должна осуществляться последовательно.

 

Аксиомы власти:

1)Государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия;

2)Гос власть должна осуществляться лучшими людьми.

3)Политическая программа должна осуществлять общие интересы (в интересах большинства), включает реальные а не утопические положения, опираться на традиции и духовное достоинство. В государстве правовые отношения являются гарантией для индивидуальной самореализации граждан. Зрелое правосознание, - активное, волевое состояние души стремящееся к достижению цели, права, т.е. общему благу. Корень права – духовное начало.

 

 

 

ПРОПУСК

·        Философия жизни;

·        Фрейдизм

·        Экзистенциализм;

·        Позитивизм;

·        Прагматизм

I.Неклассическая философия отличает следующие особенности

1)Центральной проблемой философии – индивидуальное существование, человеческая жизнь.

2)Иррационализм, т.е. отрицание абсолютной роли разума в познании мира и жизни. Утверждение переживания жизни, постижения и интуиции. Интуиция – это способность постигать сущность и смысл до логической обоснованности этого смысла.

3)Утверждение идеалов свободы личности, индивида (гражданское право, свободы совести и т.д.)

II.Для классической философии было характерно:

1)Стремление проникнуть в сущность вещей, выяснить закономерности.

2)Основной механизм познания является – рационализм.

3)Утверждение идеалов равенства, братства и свободы человечества.

Причины изменения типа философствования связаны со сломом ценностно-смыслового понимания жизни.

Причины слова:

·        Войны

·        Экономические кризисы

·        Революционные ситуации обесценивающие человеческую жизнь;

 

«Философия жизни» в Европе.

1)это собирательные названия ряда оригинальных философских концепций, возникших в Германии (60-70 года).

2)Разделы философских систем, содержащие социально-этические взгляды.

3)Философия жизни характеризует обыденные представления о жизни с точки зрения смысла и ценностей (своя философия жизни).

Представители: Ницше (1844 -1900), Дильтей (1833 – 1911), Зимель (1858 – 1918), Бергсон (1859 – 1941), Шпенглер (1880 – 1936).

 

Особенности данного направления:

1)На первый план выходит понятие и принцип жизни. Жизнь – это органический процесс, целостный процесс становления и развития. Жизнь рассматривается в биологическом плане, как культурно-исторический целостный процесс (Дильтей, Зимель, Шпенглер). Как некий космический процесс, рассматривает Бергсон.

2)Антистеинтизм. От лат, - наука.- позиция отвергающая ….(Хрен знает что. Возможно науку.).

3)Иррационализм.

4)Исследование бессознательного и духовно психической жизни личности (воля, память, время, и т.д.).

5)Типологизация культур. Предшественником философии жизни является Шопенгауэр (1788-1860). Основная работа: «Мир как воля и представления». Основные идеи:

·        мир представляет совокупность явлений феноменов, т.е. мое представление о нем.

·        Мир противоречив, античеловечен, изменчив как поток и в мире ведущим мотивом так же как и в себе является воля. Воля – это есть абсолютное хотение, (абсолютно свободное). Воля – это основа мира.

Столкновение воль ведет к борьбе. Культура и высшие ценности есть миф, или набор мифов, скрывающих эгоизм воли. Другой есть вечный враг, покушающийся на мое счастье. Отсюда – жизнь всегда несчастна, всегда есть многообразие страдание, ибо есть борьба.

 

Философия Ницше.

Его философия получила самые многочисленные оценки. Стиль: афоризмы, парадоксы, притчи.

Три этапа творчества:

1)этап. 71-76 годы осмысление античной культуры. «Рождение трагедии из духа музыки» , «Не своевременные размышления» - это было в духе анализа античной культуры.

Он выделяет в «Рождении трагедии» особенности современного искусства культуры, указывая его деградацию, выделяет два начала в культуры: дионисийское начало (естественное, природное, многокрасочное) , аполлоновское начало (искусственное, художественное, гармоническое, этическое).

Противоположные начала в культуре имеют основания, противоположные силы в человеке.

2)второй этап 78-80 года. Разрыв с традицией. Работы «Утренняя заря», «Веселая наука».

3)80-88 года. Работы «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Антихрист».

 

Идеи:

1)Жизнь есть реализация воли к власти. Она лишена устойчивости и нормативности. Это есть специфическая сила, стремящаяся к максимальному чувству власти. Жизнь – это борьба за существование. Знание и познание тоже есть лишь другие власти, дающие власть над природой и над людьми.

2)Нигилизм, т.е. отрицание существования ценностей и истины.

Нигилизм может быть выражением и силы и слабости. Нигилизм слабых – упадок и разложение, нигилизм сильных – путь абсолютного авторства. Цели в мире нет, нет единства и истины.

3)имморализм – стремление переоценить христианские религиозные ценности. «Человек это грязный поток любящий только себя». Необходимо только отрицание сострадания, доброты и долга.

4)Идеал  Ницше: сильный свободный, берущий на себя ответственность человек, - является сверхчеловек, - некая порода людей, человеческий тип, творящий жизнь сам, обладающий дерзостью, отбросив догмы цивилизации.

5)Миф вечного возвращения

 

 

 

Лекция №Х

Психоанализ.

План.

1)Творчество и основные идеи З. Фрейда.

2)Неофрейдизм: основные представители и идеи.

 

Фрейд (1856-1939). Австрийский врач, заинтересовавшийся функциональными нарушениями в нервной системе у больных (неврозы).

Его подлинное имя – Зигмунд Фроммо. Получил медицинское образование и работал как практикующий врач.

Психоанализ – направление исследований (психологических, психоотрических, философских), использующих концепцию Фрейда, а ведущие роли неосознанных психических явлений в поведении человека (о бессознательном).

В мире существует международное психоанализтическое общество.

Фрейдизм – название концепции человека, общества и культуры, созданная Фрейдом. Заслуга З Фрейда в том, что он выделил, открыл динамическую модель психики человека.

Первая модель психики, созданная Фрейдом, включала 3 элемента:

·        Сознание

·        Предсознание (актуально неосознаваемое, но доступное)

·        Бессознательное (то, что принципиально недоступно сознанию)

Труды: «Толкование сновидений» (1900), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Лекции по введению в психоанализ» (1918).

Вторая модель была создана в 20-30 годы.

 

 

 

 

 

СХЕМА ВТОРОЙ МОДЕЛИ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.

 

Супер-эго – требование общества, ценностей и нормы, которые фиксируются в голосе совести, чувстве вины, страхе.

It (оно) – архаическое унаследованное от первобытного человека, вытекающее из телесной организации влечений и желания.

Над ними мы не властны (конь, наковальня).

Цель психоанализа – познание, рационализация бессознательного (it). «Где было it, там должно встать Я».

Истолкования наших действий чаще всего включает идеальные мотивы для реальных побуждений.

В психике человека два ведущих инстинкта: 1)продолжение рода (сексуальное влечение), 2)самосохранение.

Постепенно все психические процессы Фрейд сводит к проявлению Либидо (Эрос) или к сексуальному влечению.

Влечение – это 1)психическая данность, 2)репрезентация биологического процесса.

Между сознанием и бессознательным происходит конфликт. Причина конфликта – подавление естественных влечений.

Второй инстинкт – тонатос (инстинкт смерти) - это деструктивное влечение. Тонатос может быть направлен: вовнутрь (следствие: суецид. Наркотизация, алкоголизация), или во вне (что проявляется в агрессии). Способы проникновения в бессознательное:

·        на первом этапе использовал гипноз

·        анализ сновидения

·        анализ оговорок забываний

·        метод трансферы (перенесение переживаний на врача)

Энергия сексуального влечения может разряжаться «нормальным образом», а может включаться механизм сублимаций, - механизм,  посредством которого сексуальная энергия перемещается на несексуальные объекты, разряжаясь в отдельных видах творчества, деятельности. 

Наше бессознательное формируется в детстве, примерно до 5 лет. В этом возрасте может формироваться «Эдипов комплекс».

Психика – это поле борьбы принципов удовольствия и принципов реальности. Основная работа – «недовольство культурой», «Будущность одной иллюзии».

Фрейд считает, психоанализ – архиология, раскрывающая архаические первоисточники культуры, то есть культура – это механизм биологической эволюции, в которой действуют влечения и необходимость, нужда. Культура есть причина невроза и одновременно механизм, необходимый для существования человечества.

Религия – «горько-сладкий яд», служит увековеченью иллюзий, который способствует примирению культуры с миром.

 

 

НЕОФРЕЙДИЗМ

Представлен именами: Карл Юнг, Адольф Адлер, Райх, Эрих Фромм и другие.

Карл Юнг – швейцарский ученый, психоаналитик, исследователь шизофрении. Свои идеи создал до знакомства с Фрейдом. Основные идеи: 1)архитип 2)коллективное бессознательное.

Коллективно бессознательное – это итог жизни рода,  присущий всем, передается по наследству, является основанием индивидуальной психики.

Арзитип – это врожденные образцы по которым организуется внешний и внутренний опыт. Проявляется в сознании человека, лишь связанный с опытом. Аритип проявляется в сновидениях, в мистических явлениях, в могущественных образах, которые проявляются в нашем сознании.

Нуминозная, то есть божественная, - дающая полноту существования, является источником мифологии и искусства, воплощается в символах. То есть человеческая психика есть целостность сознательного и бессознательного, между которыми необходим обмен энергией. Обособление того или другого ведет к утрате равновесия и к заболеванию.

Коллективное заболевание психики связано с утратой символического знания, является закономерным следствием европейской истории. Символы и догматы открывают человеку священное, тем самым предохраняя его от соприкосновения с колоссальной психикой… (???ЧЕГО-ТО).

Религия содержит гармонические формы жизни. Мировые традиции разрушаются, что приводит к наполнению вакуума абсурдными моделями. Юнг выдвигает классификацию типов личности: интровертов и экстравертов. Интроверты – восточные культуры, замкнутые, склонные к рефлексии, неподатливые к манипуляции личности. Экстраверты – западный тип личности, направленный на познание мира, открыт и общителен, но легко поддается манипуляции.

 

Адлер (1870-1937).

Создает «Индивидуальную психологию». Отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие – стиль жизни. Закладывается в детстве.

Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки, решения – формирую комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать окружающим.

Теория «Компенсации». Суть: ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти.

 

 

 

24. 04. 03 Лекция экзистенциализма

 

Экзист-м – это философское учение 20 века, выдвинувшее на первый план уникальность человеческого бытия, которую невозможно выразить языком научных знаний. Возникает в Германии, после Первой Мировой войны, поражение в которой создает ощущение конца эпохи, абсурдности бытия. Особенно популярен в Европе, после второй мировой войны.

Предтечье экз – Керкигор и Достоевский. Представители: Мартин Хайглин (1779-1876), Карл Ясперз, Гарбшель Марсель, Бердяев, Берсан, Каню.

Идеи и особенности:

1) иррационализм. Основной проблемой является проблема человеческого существования. Бытие – есть существование. Существование человека – есть человеческая субъективность.

Основные черты существования – заброшенность, погруженность и вовлеченность, другое, отсюда страх, тревога, тоска и тошнота в переживании этого существования. Отсюда эти неприятные переживания, есть чувственно-интуитивоное осознание специфики человеческого существования.

Существование – есть реализация человеком себя как проекта.

2)Ответственность за выбор и реализацию проекта лежит на самом человеке.

3)Осуществление процесса жизни связано с ощущением тревоги, заброшенности, отчаяния.

Основные параметры бытия человеческого это:

1)быть в мире

2)быть в нем за работой

3)быть в мире среди других

4)быть смертным

Жизнь есть – движение к смерти. Смерть – это единственное, что нам принадлежит в этой жизни. Все остальное нам не принадлежит. Смерть разделяет жизнь подлинностью. Осознание смерти, постижение конечности жизни дает нам свободу и подлинность нашего существования, следовательно наше существование – незаконно, случайно и проблематично.

Поэтому, существование предшествует сущности. Человеческая реальность – это расщелина в просвете бытия, которую каждый наполняет своим существованием. Пока человек жив, проекция человека в жизни продолжается. Человек проектируется себя в будущее. Проектирование связано со свободой, самоопределением из самого себя. Это есть некое аутентичное существование, т.е. равное самому себе. Свобода – есть реализация выбора. Но этот выбор есть реализация всегда только одной возможности. Наш выбор невозможно ничем жестко определить. Свобода связана с ответственностью за принятые решения.

Хайдлер «Свобода есть непосильное бремя, это побег, способ существования других в суетную повседневность. («Безликая Дозман»)».

Дозман – это безликое анонимное существование, как все. Мир конформизм. Это есть бегство от свободы, оно мстит человеку – невозможностью творчества, утерей смысла жизни, саморазрушение. Отождествление себя с другими – это способ закабаления и манипулирования.

Самое главное для человека – это понять Дозейн – способ своего существования (бытие) и как следствие осознать свою уникальность и осуществить самоутверждение. Осознать одиночество, трагизм своего существования и жить в ситуации безнадежности, т.е. ликвидировать ложные надежды и жить в состоянии безнадежности, бесперспективности.

Эта философия пессимизма и глубокого отчаяния, что было следствием осознания социальной ситуации. Весь экз делиться на атеистический и христианский (божественный).

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz